Что такое Великий пост

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Други наши, вот и вступили мы с вами в благодатные и спасительные дни Великого поста. Сколько новых глубоких чувств, сердечных переживаний и мыслей несет нам с собой это время, сколько духовной мудрости и духовных сил дарует Господь тем, кто решительно и неуклонно пройдет его путем! Приступая к подвигам Великого поста надо знать, какова его цель и какие требования к постящемуся предъявляет это особое время, чтобы по неведению, уклоняясь в самочиние, вместо пользы не получить вреда.

Пост – это первая и, как показала сама жизнь, важнейшая заповедь Господа Бога, данная нашим праотцам. И послушание в посте – важнейшее требование. Из него, как из могучего корня, произрастают все заповеди блаженства, Богом обетованные.

Заповедь о посте, начав свое происхождение и освящение в раю, последовала за человеком и в земную жизнь. В допотопном мире она была значительно строже, люди должны были довольствоваться только растительной пищей. После потопа и обновления мира разрешилось употребление и пищи животного происхождения, но с заповедью не вкушать крови животных. Богом определялись времена года и дни для постного воздержания, а также и роды пищи.

Сын Божий не разорял закон, данный людям, но исполнял его, в том числе и заповедь о посте, пока новозаветная история не обозначила свои времена и сроки постов.

Сын Божий, во всем, кроме греха, подобный нам, людям, постом готовился принести в жертву человеческим неправдам Свою жизнь. Сорок дней и ночей Он провел в одиночестве пред Богом Отцом в пустыне, строгим постом и молитвой прося укрепить Его человеческую природу – нашу природу. По окончании поста Христос взалкал, и тотчас приступил к Нему враг с соблазнами, обманувшись Его человеческой немощью. Но духовной силой и крепостью, полученной в постном подвиге, Спаситель противостал всем вражьим искушениям, научая и Своих будущих последователей, как постом, молитвой и крестным подвигом побеждать врага.

Неслучайно Великий пост и для нас предваряет седмицу Его страстей, и предшествует Празднику праздников, и готовит нас к светлому Христову Воскресению. Кто не постится в этот пост, тот не может знать полной радости Святой Пасхи. Что же такое Великий пост для человека? Дорогие мои, это, безусловно, подвиг молитвы и всяческого воздержания, духовного и телесного, это источник чистоты, приближающий постника к Богу, ибо только «чистые сердцем Бога узрят», это подвиг воспитания воли.

Великопостное время нужно нам еще и для того, чтобы осмысливать свою жизнь в свете заповедей Христовых, чтобы покаянием, елико возможно, навести порядок в своей душе и сердце и, очистившись и обновившись, воспринять силу, благодать и мужество на дальнейшее несение своего жизненного креста. К Кресту Спасителя в Великий пост приносим мы бремя своих грехов. Весь пост христиане стоят пред судом собственной совести в строгом самонаблюдении, воздержании и молитвенном напряжении. Сосредоточенность в себе требует, чтобы мы не развлекались и не рассеивались множеством впечатлений от бушующего вокруг нас мира, забывшего Бога.

Основание поста и подлинный смысл его: оградить себя от всего дурного, от страстей, воюющих на души наши, от гордыни и всех её исчадий – злобы, зависти, ревности, от осуждения и многоглаголания.

Но как достигнуть этого своими немощными силами, когда многое уже стало привычкой? Только обуздание плоти поможет дать простор нравственным силам души и связать грех. Телесный пост – это раннее пробуждение, частое посещение Церкви и длительное стояние за богослужениями, многие земные поклоны, воздержание от суетных развлечений, от привычных, услаждающих нас яств и питий.

Было время, когда весь православный российский люд постился по уставу Церкви наравне с монахами. И была Русь святая.

Можем ли мы теперь поститься по всей предписываемой строгости устава? При одной мысли об этом плоть поднимает в уме бурю возражений, страх за жизнь и здоровье диктует свои уставы. Мы не едим скоромной пищи, но объедаемся до пресыщения постной, да не простой, а приготовленной со всякими специями и приправами, делая великопостную трапезу разнообразнее и вкуснее обычной. И забываем, что воздержание в пище и обуздание плоти – это только самое малое в посте, это его начало. Но как же мы приступим к очищению сердца, к борьбе со страстями, владеющими нами, не усмирив плоть. Вот, осознав основной смысл поста, начнем же воевать с плотскими вожделениями, чтобы не казаться, но истинно быть постящимися. Устраним саможаление и сугубым вниманием свяжем силу привычек небрежного и легкомысленного отношения к исполнению заповеданного словом Божиим и уставами Церкви. Презорство и самость, укоренившись в нас годами, могут совсем остановить нашу духовную жизнь.

Дорогие мои, пост напоминает нам, что великое счастье быть христианином, но и то, что это великое звание налагает на нас и великие обязанности. В борьбе за сохранение духовного здравия не может быть никаких компромиссов и уступок, надо быть строгими к своим желаниям и безжалостными к себе. И Церковь строго осуждает пост как «непотребный», как бесплодное упражнение, если при воздержании в пище мы не радим об очищении внутреннего человека, оставаясь во вражде и злобе к ближним.

Святой Иоанн Златоуст так увещал своих чад духовных: «Не говори мне, что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен. Если ты исполнен злобою, для чего тебе истощать плоть? Если внутри тебя зависть и любостяжание, что пользы в том, что ты пьешь одну воду? Если душе, госпожа тела, заблуждает в тебе, то для чего наказываешь рабу её – чрево».

Святитель Тихон взывал к постящимся: «Аще хощеши, христианин, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи пост и злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память твоя от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения; да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунств, лести, сквернословия и всякого праздного слова…» Словом, «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). «Се есть христианский пост, какового Бог наш от нас требует. Покайся убо и, воздерживая себя от всякого злаго слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда пред Богом постяся» (Сирах О посте). Аминь.

 

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Что такое Великий пост

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *