Преполовение Пятидесятницы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе!

Други наши, настоящий день есть священное торжество преполовения праздника Святой Пятидесятницы. Ныне полдень светоносных праздников Господних, начавшихся преславным Воскресением Христовым и кончающихся в вечер Святой Пятидесятницы. День Преполовения установлен ради почести этих двух праздников и, по выражению Церкви, есть превеликих бо праздников корень, и светится обоюду (канон, песнь 5). Два величайших праздника, оживотворяющих мир, спешат навстречу друг другу. Свет Пасхи Христовой отверзает изгнанникам небо и райские двери и приводит от земли к небесной высоте; а свет Святой Пятидесятницы сияет утешителевою благодатию и сошествием Святого Духа дарует разумение спасительных истин последователям Христовым.

Нынешний праздник Преполовения находит свой прообраз в глубокой древности. В Ветхом Завете он назывался праздником кущей и был одним из трех великих еврейских всенародных праздников. В Пасху еврейскую праздновалось освобождение богоизбранного народа от египетского рабства, от насилия и плена человеческого, а также и получение через Моисея Закона Божия. По выходе из Египта 40 лет, странствуя по пустыне, евреи жили в палатках. И до сих пор в воспоминание истории своего народа праздник этот у них сохраняется. Они съезжаются в Иерусалим со всего мира и все дни праздника живут в палатках.

Пасха же Нового Завета и день Пятидесятницы ‒ величайшие дни для всего человечества. Мир получил свободу от насилия диавола, от царства смерти. Возвращение в Царство Небесное и возможность быть чадом Божиим стали реальностью для всякого человека, но и одновременно делом его свободного выбора.

Свобода! Как дорог был и есть факт свободы для всякого человека, живущего в мире! В христианском же празднике Преполовения понятие свободы получает небывалую доселе глубину и значение. В праздник Преполовения Христос предельно ясно впервые обозначил путь христианской жизни. Основание праздника мы легко усматриваем в Евангельской истории, когда Христос дерзновенно явился в Соломоновом храме и во всеуслышание объявил Себя источником жизни ‒ Мессией, Сыном Божиим, равным Богу. В последний день великого праздника Он, обращаясь к Своим современникам, преподал миру учение Нового Завета о животворных водах благодати Святого Духа, имеющих явиться в день Пятидесятницы: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7; 37‒38). Животворные воды благодати Святого Духа истекут из Церкви Христовой, напоив истиной и освятив последователей Спасителя, претворив и их в источники благодати для окружающих. Для слова Божия нет границ и пределов, сказанное со властию, оно живо и действенно для верующего сердца на все времена. И до нас дошло оно, и в праздник Преполовения наша Мать Церковь от лица всех ее членов обращается к Христу, напоминая Ему и нам о Его призыве, просит даровать нам животворящую силу благочестия и славословит Христа Бога как первопричину и источник самой жизни нашей. Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами. Яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Если мы, дорогие наши, внимательны и вдумчивы, то слова праздничного тропаря несомненно одушевят нас необыкновенной глубиной его смысла. А исторический путь христианства стал для мира очевидностью истинности Христова дела, явил Его Божественную силу и власть. Христианский мир, следуя за Воскресшим Спасителем к празднику Святой Троицы, ежегодно с живой верой и упованием жаждет сошествия животворящего Святого Духа на всех верующих и, получая просимое, бесстрашно следует за своим Путеводителем ‒ Духом Святым по волнам житейского моря.

Так, дорогие мои, кто бы чего ни жаждал сейчас, кто бы ни испытывал какую нужду, просите у Христа в эти светоносные дни, ибо Он, Податель благ, ныне с нами, и Он Сам жаждет облагодетельствовать всех приходящих к Нему с живой верой и надеждой получить просимое. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» – слышим мы Его слова, только не были бы наши просьбы суетны и противны Духу Господню.

Всмотревшись в себя, други наши, попробуем разобраться, что же жаждем мы с вами в настоящее время, о чем будем просить Дародателя нашего. Все мы понимаем и чувствуем естественную жажду и потребности нашего тела. Эта жажда властно напоминает нам о себе, и если мы не позаботимся вовремя удовлетворить ее, то мучительные болезни вторгнутся в нашу жизнь и напомнят нам, что мы смертны.

Но вот симптомы жажды духовной нередко остаются нами незамеченными, а многим и совсем неведомыми. Мы плачем и изнываем от уныния и печали, туга сердца делает жизнь несносной. Это, други мои, глас нашей жаждущей души. Но чем же врачевать и как помочь болеющей душе? Земные врачи здесь бессильны. Один врач душ и телес Господь – источник всех благ ‒ властен и силен помочь, но Его надо услышать и Ему надо поверить, к Нему надо прийти. «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне», – говорит Христос нам. Он один есть камень жизни, из которого проистекают спасительные и живоносные токи благодати, токи живой воды, врачующей и восполняющей все немощное. И эта живая вода пребывает в Святой Церкви, которая и созидалась в день Пятидесятницы. Но сколько же живых мертвецов ныне видим мы вокруг себя. Они не поняли бедственных воплей своей души, прошли мимо Церкви, заигравшись приманками жизни.

Так, други наши, мы, немощные, больные душой и телом, но понявшие гибельное состояние безбожия, будем просить у Бога, прежде всего, спасения души. Все, у кого на душе тоска, томление, пустота, мрак, поспешим в ограду Церкви на свет Христов – там слово Божие, оно наставит нас на всякую истину, просветит ум и утешит нас.

Будем жаждать духовного знания о жизни нашей, о нашем времени, о себе самих. А кроется оно в истинах православной веры Христовой. Ведь только Господь наш Иисус Христос есть единственный истинный свет, просвещающий всякого человека.

Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, припадем ко Господу, ибо Он вознес грех всего мира на древо крестное и рукописание его растерзал. Но, дорогие мои, надо помнить нам всем, что и само покаяние возможно только при точном знании православной христианской веры, чуждой всякой ереси и зломудрия. Неведение христианства может стать для человека величайшим бедствием.

Жаждущие покоя сердечного и мира души, возжаждем же одного Господа, ибо Он есть такое сокровище, обладание которым заставит забыть все лишения и презреть все блага земные. Покой наш сердечный кроется в доверии Богу и Его благому Промыслу.

Только Господь решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и печали, даст силы преодолеть все препятствия, все искушения и козни врага. Любовь к Богу и к Его Святому Евангелию да победит в нас все прочие любви и привязанности. И дарует нам Господь Духа Святого, который, проведя нас по жизни до врат Царства Небесного, дарует премирную славу как оценку за веру, верность и любовь.

Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами. Яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашей, слава Тебе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Проповедь в день Преполовения Пятидесятницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *